«Я видела женщин разных рас и народов»

Всю жизнь провести в сельской глубинке, отложив в бабушкин сундук модные туфельки на высоком каблуке, окончательно примерить всесезонную резиновую обувь и вполне довольствоваться привычным окружением с детства знакомых лиц, всецело отдавая себя труду, семье, и в то же время быть интересным, развитым, красивым душой человеком – на такую судьбу надо однажды решиться, чтобы никогда о ней не пожалеть! Но именно этот непростой путь выбрали для себя многие представители славного и, к сожалению, ныне уходящего поколения России, без которого наверняка не было бы уже и самой страны!

 

Сегодня наш рассказ не просто о человеке – о яркой личности, скромной женщине и по-прежнему очаровательной, вопреки своим 95! Это повествование прозвучит из уст председателя первичной ветеранской организации Мансуровского сельсовета Ивана Кирсанова, который много лет бережно собирает ценный архивный материал, все факты биографии своих дорогих земляков. А об этой героине Иван Борисович говорил с особенной радостью и гордостью. Впрочем, прочтите сами…

«18 августа отметила свое 95-летие удивительная женщина, олицетворяющая историю нашей родины, познавшая на себе все ее героические и трагические события, Клавдия Семеновна Авилова (жительница д. Раково). Несмотря на столь преклонный возраст, она сохранила бодрость духа, ясность ума и цельность изложения мысли. Но главное, конечно, память, сумевшая сберечь все до мельчайших подробностей, все краски былого.

Клава родилась здесь же в 1926 году. Семья была, как и у многих, простая, крестьянская, бедная. После окончания четырех классов местной начальной школы ушла в Крестищенскую семилетку. Училась легко и охотно. Время промелькнуло незаметно. Когда объявили о начале Великой Отечественной, девочке вот-вот исполнилось бы пятнадцать. Но все тяготы военных лет наравне со взрослыми легли на ее хрупкие плечи. Вместе со всеми она рыла окопы в д. Юрасово, когда немцы пытались захватить ценную для них узловую станцию Мармыжи. Зимой очищала железнодорожные пути в Расховце, чтобы обеспечить проход бронепоездов. При этом во все указанные населенные пункты надо было еще добраться: вот так и шли - пешком по бездорожью, по пояс в снегу по 15 километров в день! Растертые в кровь ноги постоянно горели, промокшая обувь не грела, скорее, отягощала стопу…

Вместе со сверстниками Клава участвовала в строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава: к месту работы приходилось добираться под бомбежками, артобстрелами. Когда линия фронта отодвинулась к границам страны и Центральное Черноземье стало глубоким тылом, Клавдия поступила в Щигровский сельскохозяйственный техникум по специальности «землеустроитель». По окончании молодого специалиста направили в Калужскую область (г. Козельск). Работа оказалась не из легких: вручную таскать тяжелые приборы, замерять территорию, потом чертить карты. Здесь же познакомилась со своим будущим мужем, военнослужащим секретной части. Отработав 2 года, Клавдия Семеновна с супругом (который вскоре демобилизовался из армии) вернулась в родные места. Устроилась в Крестищенскую МТС, где трудилась вплоть до ее расформирования. В 1965 году активную молодую женщину назначили директором местного клуба и приняли в ряды членов коммунистической партии. Одновременно с основной работой она исполняла обязанности неосвобожденного секретаря парторганизации колхоза «Память Ильича». На этих должностях Клавдия Семеновна находилась 17 лет.
За активную общественно-политическую работу Авилова была избрана делегатом одного из Пленумов ЦК КПСС. В Москве, во время заседания, ее наградили орденом Трудового Красного Знамени, который Клавдии Семеновне вручил лично председатель Президиума Верховного Совета СССР Семен Георгадзе. В составе делегации Курской области Авилова была приглашена к маршалу Коневу. Вспоминая об этом, моя героиня рассказала эпизод той встречи. В кабинете маршала она впервые увидела апельсин и, предполагая, что это яблоко, попыталась откусить. Заметив смущение девушки, Конев очистил душистый плод и предложил его отведать.

В Москве Клавдия видела Никиту Хрущева, легендарного Юрия Гагарина и других известных космонавтов – Валентину Терешкову, Валерия Быковского. По возвращении орденоносную односельчанку часто приглашали в трудовые коллективы, чтобы она поделилась впечатлениями этого события. Но за одним успехом последовал и другой: вскоре также с делегацией курян Клавдия Семеновна была направлена на Всемирный Конгресс женщин, проходивший в столице. Более того, ей пришлось даже выступать с высокой трибуны этого форума, от которого осталось множество впечатлений. Например, ей очень понравились француженки – такие нарядные, красивые, стройные, а вот индианки показались Клавдии менее воспитанными и даже где-то бесцеремонными…

Ушла на заслуженный отдых Клавдия Авилова с должности секретаря сельского совета. Говоря о самом ценном своем богатстве, она признается, что для нее это семья: четверо детей, девять внуков, одиннадцать правнуков и четыре праправнука! Сейчас моя героиня проживает с сыном Сергеем и невесткой Верой, которые окружают ее заботой, теплотой и любовью».

Отдельной строкой Иван Борисович рассказал, насколько веселым и зажигательным было торжество в честь юбилея Клавдии Семеновны: к ней пришли ее подруги, бывшие коллеги. Как встарь, звучал-заливался баян, неслись наперебой частушки, плясали «Барыню» с выходом… Поздравить виновницу празднества приехал председатель Совета ветеранов войны и труда Советского района Николай Тихонович Штурбин. Рядом были близкие, пришли односельчане.

Взяв ответное слово, Клавдия Семеновна заметно волновалась: что сказать? Все самое главное в ее жизни уже свершилось – любимые люди, любимое дело, любимый край, ставший одновременно и началом, и счастливым берегом долгой ее реки!

Оксана Полунина