Путь к …надежде

«Как зеленеющие листья на густом дереве – одни спадают, другие вырастают, так и род от плоти и крови – один уходит, другой рождается…». В этом библейском изречении заключена не просто философия жизни, в нем – тот искомый каждым из нас «свет в конце тоннеля», дающий и сознанию, и душе радостную надежду – на продолжение… Так устроен мир: пройдут века, тысячелетия – и ты, давно затерявшийся на скрижалях истории, повторишься в своих потомках – может быть, блеском глаз, а может, блеском своего таланта.gjgfjkhgjhggfyt



Путь к этой надежде, безусловно, у каждого свой, но для огромной и сильной России он – единственный! Исконно проторенный нашими предками, и его суть в крепкой, многодетной, православной семье, которая была, есть и будет для нашего Отечества непресекающимся родником в бессмертие!

Сегодня мне хочется рассказать о людях, на долю которых выпало поровну и бедствий, и благодати. Видимо, в том и промысел Божий: все самое ценное, настоящее дается нам только через страдания! Но обо всем по порядку.

Решающий поворот

В теперь уже далеком 96-м в Москву приехал молодой парень из Приднестровья Алексей Москальчук. В конце восьмидесятых он окончил автодорожный техникум, а перед этим успел поучиться даже в медицинском училище. Стремление найти себя в этом непростом мире сделало его любознательным, жаждущим новых знаний и впечатлений: будучи еще в интернате, он часто засиживался в библиотеке и сохранил это увлечение, уже повзрослев. В столице ему повезло: очень быстро нашлась работа его умелым рукам. Наверное, сказались гены отца, который был строителем, и его навыки все в доме уметь делать самому. Сначала начинающий мастер познакомился с известной певицей романсов Татьяной Петровой, затем с актрисой Екатериной Васильевой. Так логическая цепочка общения со знаменитостями привела его в семью выдающегося российского скульптора Вячеслава Клыкова. Встреча с этим великим человеком стала для Алексея решающим поворотом его судьбы.

Вячеслав Михайлович опытным дружеским взглядом сумел обнаружить в простом сельском пареньке настоящую изюминку творческого подхода к самым разным ремеслам: Алексей одинаково легко управлялся с деревом и с металлом, проявляя при этом изобретательность и сноровку. Так, для работы с глиной он выковал Клыкову специальный инструмент, который превосходно оправдывал себя в руках видавшего виды зодчего. Ученик смотрел на своего учителя с нескрываемым восхищением, наблюдал, как из груды бесформенной массы рождались подлинные шедевры . Они вместе ездили по стране, не раз бывали за рубежом, в том числе в Греции, где Клыкова знали и уже тогда почитали как гениального творца современности. В памяти Алексея навсегда запечатлелись скульптурные работы, которые вместе с Клыковым ему довелось устанавливать по всей России, памятники: Кириллу и Мефодию, Рокоссовскому, Василию Шукшину, князю Игорю и еще многие из тех, что стали визитными карточками нашего выдающегося земляка.

«Казалось, я проводил вместе с Вячеславом Михайловичем не 24 часа в сутки, все 25, – делится воспоминаниями Алексей Алексеевич, – не забуду, как он сказал мне однажды: «Я смотрю на тебя и вижу себя в молодости…». Вы знаете, я рано остался без отца (он умер еще в 78-м.) У матери нас осталось четверо, и все - погодки. Мама вырастила нас одна: не стонала, не жаловалась! Мы старались ей помогать. …Все годы, которые я был рядом с Клыковым, - это настоящая школа жизни! Он заменил мне отца, своей простотой, сердечностью, открытостью впустил меня в свою душу – нередко за разговорами мы просиживали целыми ночами, он часто рассказывал мне о своих родных Мармыжах…».
Этот тихий и уютный пристанционный поселок сразу же приглянулся Алексею. Ему нравились многолюдные праздники, когда к усадьбе Клыкова подтягивались его земляки, вечерами раздавались слаженные голоса – исполнялись народные песни. Как-то Вячеслав Михайлович невзначай посоветовал: «Ты приглядись! У нас в Мармыжах столько хороших девушек…».

Тогда Алексей даже не мог и подумать, что эти слова прозвучали как наречение, а летом 2006 года он познакомился с Ольгой Дементьевой. Уже осенью 4 ноября, на Казанскую, они сыграли шумную настоящую русскую свадьбу. Прожив в поселке год, молодые супруги переехали в Подмосковье. Там, в Можайске, они пробыли 10 лет и приняли решение окончательно вернуться на родину (да, и для Алексея Мармыжи стали близким и дорогим местом!).

К тому времени (а шел 2017-й год) в семье уже подрастали шестеро (!) детей. Конечно, Оля и Алеша заранее не планировали такое семейное многолюдье, вернее, просто не думали и во всем полагались на промысел Божий. Но когда пошли их любимые погодки, стало ясно, что именно такой семейный очаг и есть их предназначение! Москальчук купили не новый, но добротный дом, как могли, его обустраивали. Глава семьи работал в поте лица, стараясь, чтобы жена и ребятишки ни в чем не нуждались. Как и многие мужчины, он ездил в Москву. И все было бы благополучно…

Огненные крылья …беды

…Беда к судьбам этих людей подкралась внезапно. В один из августовских дней 2019-го, когда Алексей и Ольга были на работе, а с детьми осталась лишь бабушка, высокое пламя огня внезапно взметнулось над сараем заброшенной соседней усадьбы. В тот момент на чердаке этой хозпостройки и находилась беспечно игравшая детвора. Кто знает, возможно, у них оказались спички, и по несмышлености ребята решили испытать эту новую «игрушку». Охваченная пожаром соломенная подстилка, обычно покрывающая в селах чердачные перекрытия, не просто поспособствовала стремительному горению, но и пустила густой едкий дым на всю округу – так, что даже подобраться к территории оказалось непросто.

Трехлетний Арсений погиб практически сразу. Маленькая Лиза (которой не успело исполниться пять) не могла бросить любимого братишку одного и до конца была рядом. В тяжелейшем состоянии девочку привезли сначала в нашу районную больницу, затем доставили в областную. По словам Алексея, курские врачи по отношению к его дочери проявили в те дни просто чудеса человечности и профессионализма: несмотря на большую площадь полученных ожогов, Лизе стало заметно лучше, она открыла глаза, начала узнавать близких… Но вскоре встал вопрос о необходимости сложной операции по пересадке кожи и медики приняли решение перевести пострадавшую в ожоговый Центр Нижнего Новгорода.

В столь дальнее вынужденное путешествие Лизу вместе с отцом отправили самолетом МЧС. По стечению чудовищных обстоятельств, уже на месте, по пути в клинику машину медицины катастроф (в которой находилась малышка) внезапно «подрезала» серая иномарка. Реанимобиль резко затормозил, и девочка буквально слетела на пол, ударившись затылочной частью головы. В Центр ее доставили уже с обильным кровотечением и, в довершение ко всему, серьезной травмой. Алексей, находившийся с дочкой до ее самой последней минуты, с болью рассказывал: «Я сразу увидел, что там, в Новгороде, к нам совершенно другое отношение – оказалось непросто достучаться до сердца тех, кто оказывал помощь Лизе. А когда ее не стало, мне не удалось пробиться и в правоохранительные органы, ведь, по сути, моей девочке была причинена травма, давшая толчок к ее кончине. … Помню, как из-за трубки ей было тяжело говорить, но уже перед самым концом Лизонька прошептала: «Папа, я знаю, что умираю».

Братика и сестренку похоронили с разницей в 10 дней. Когда малышку отпевали в местном храме, прихожане не сдерживали рыданий. Да что там, погибших детей оплакивал весь поселок: со дня основания Мармыжей здесь не случалось подобного невыносимого горя!
Оглушенные чудовищностью этой потери родители с трудом воспринимали происходящее. Алексей Алексеевич и сейчас еще не может смириться с утратой. Но вот что удивительно и одновременно закономерно – именно в эти черные дни прощания с сыном и дочерью Ольга узнала, что снова беременна, что в ее материнских недрах затеплилась новая жизнь!

День сегодняшний

Прошли трудные для всей семьи месяцы печали и привыкания к другой реальности. Сегодня, спустя немногим более года после трагедии, Ольга Сергеевна нашла в себе силы поделиться сокровенным. «Я смотрю сейчас на нашу Ульяночку и не могу избавиться от ощущения того, что она повторила в себе Лизу: похожий взгляд и даже движения те же. Порой мне кажется, что и душа моей потерянной доченьки переместилась в этого ребенка, которого моя Лизонька отправила сюда вместо себя! ». Здесь мне хочется с радостью пояснить: в момент нашей беседы (а она состоялась неделю назад) в уютной гостиной за своим розовым детским столиком, с любопытством наблюдая за взрослыми, сидела чудесная пятимесячная малышка. За все время нашего продолжительного разговора она не придавала родителям никаких хлопот и даже по привычке не просилась на руки (видимо, уловила своим чутким сердечком важность звучащих тем.

Алексей и Ольга искренне благодарны людям, не оставившим их в страшные минуты отчаянья. Это, в первую очередь, все мармыжанцы, а также учителя района и многие предприниматели, поддержавшие семью Москальчук в скорбные дни августа-2019.

…А теперь мне хочется ближе познакомить читателей с моими юными собеседниками, которые во время нашего разговора удобно расположились рядом, вокруг своей сестренки. Тринадцатилетний Егор, двенадцатилетний Матвей, десятилетний Глеб и восьмилетняя Ирина - быстро освоившись, наперебой рассказывали мне о своих увлечениях, об учебе в школе и первых личных достижениях. К примеру, Матвей не раз становился в районе призером и победителем в лыжных состязаниях, также он имеет две медали – по дзюдо. Егор – тоже очень спортивный парень, а Иришка грезит гимнастикой (она уже сейчас имеет для своего возраста прекрасную гибкость). Что касается помощи по дому, то здесь маленькие герои этой публикации – в первом и главном ряду! Они не гнушаются любой работы и, как подчеркнул Алексей, он спокоен за свою смену: в его отсутствие ребята – правая рука у мамы. Кстати, в тот день, когда я пришла в гостеприимный дом моих знакомых, глава семейства со всей своей «бригадой» занимался осенней уборкой огорода.

Сегодня Алексей Алексеевич работает оперативным дежурным в одном из офисов в Москве. По долгу службы и волею судьбы воочию видит многих знаменитостей- актеров, писателей, тележурналистов… Это общение помогает ему чувствовать себя в привычном ритме и не забывать о собственном творческом потенциале. Хотя даже здесь, в Мармыжах, он – налицо: все в доме сделано исключительно руками главного в семье мужчины.

…Когда осенний вечер почти погасил розоватые сполохи зари, мы вышли на улицу. Расположенный всего в нескольких шагах от усадьбы живописный мармыжанский лес щедро поил округу грустновато-терпким ароматом павшей листвы, и в тишине сельской улочки чутко угадывались редкие шаги. Мы говорили о многом. Словно окольцовывая разворошенные в душе воспоминания, Алексей прерывисто от волнения рассказал о последних днях земной жизни Вячеслава Михайловича, ведь он был с Клыковым там, в Сретенском монастыре, до конца…

Мы шли по ухабистой, совершенно неосвещенной дороге, и мой собеседник к слову заметил: «Нам вот еще хотя бы эти колеи подзасыпать: осенью и весной здесь просто ни пройти-ни проехать!». И мне подумалось: вот так и путь человеческий – редко когда он пролегает без ухабов и ям…

…И все-таки хочется верить в высшую справедливость, в то, что, исчерпав чашу горечи, открывается выстраданная возможность быть счастливыми и радоваться взлету своих детей! …Желаю Алексею и Ольге в полной мере познать это чувство, не ожесточиться и не утратить внутри себя хрупкую нить …надежды!

Когда с опустошением и болью
Твоей душе бороться нету сил,
Ты не проси богатств и лучшей доли –
Ты главное у Бога попроси:
…Чтоб след судьбы волною не смахнуло,
Чтоб в сонмище людском не помнить зла!
Чтоб детская ладонь… к твоей прильнула
И теплотой своей в тебе жила.
Пускай за пролетевшими годами
Ты побежишь и рухнешь …на жнивье,
Но станет для тебя Господней данью
Ребенок – продолжение твое!
Он не заметит ни твои морщины,
Ни стынь зимы у пряди на висках…
Он станет сыном, другом и мужчиной –
Твой тайный смысл он передаст векам!
А может быть, земное многоточие,
Исполнив материнский свой обет,
Когда-нибудь поставит твоя дочка,
Которой нынче только восемь лет!
…Нет, мы не смертны, если детским взглядом,
Словно звездою, озарен наш путь!
…О, Господи, мне ничего не надо –
Ты лишь мою молитву …не забудь!

Оксана Полунина